Для начала разберемся, в чем состоит клоакинг. Затем мы обсудим употребления и злоупотребления и взвесим все «за» и «против».

Когда посетители приходят на Ваш сайт, они сообщают о своем прибытии с помощью Internet Protocol Number - IP-адреса. IP-адреса уникальны. Если Вы используете телефонную связь (dial-up service), то IP-адрес предоставляется Интернет-провайдером и присваивается на время соединения. С другой стороны, если Вы пользуетесь выделенной линией, то Ваш компьютер может иметь постоянный IP-адрес, который идентифицирует Вашу машину при каждом соединении с Интернет.

Аналогично и поисковые роботы имеют IP-адреса. И разница между роботом и реальным посетителем - только в цели визита: робот индексирует исходный код, а человек просматривает страницу. Некоторые оптимизаторы дошли до того, что собрали IP-адреса всех поисковых роботов, чтобы различать, кем является каждый посетитель.

Здесь-то и начинается самое интересное. Профессиональные оптимизаторы понимают, что разработка страниц, дружественных ПМ, приводит к следующим проблемам:
• ПМ предпочитают простые текстовые страницы без фреймов, без таблиц, без большого количества графики, без сценариев JavaScript. ПМ обожают страницы, которые большинство покупателей сочли бы непрофессиональными или просто ужасными. Однако роботы оценивают эти «ужасные» страницы очень высоко, так как в первую очередь индексируют текст. К сожалению, все дизайнерские изыски только вводят робота в замешательство и усиливают его желание покинуть страницу.
• Оптимизаторы также осознают, что конкуренты могут посмотреть исходный код и украсть удачные идеи. Возражения по этому поводу вполне естественны и понятны.

IP Delivery решает обе проблемы.

Поскольку IP-адреса всех ПМ известны, то можно написать серверный сценарий, который будет проверять, является ли посетитель поисковым роботом или человеком. Это позволяет оптимизатору создать два варианта страницы: «ужасный», но имеющий высокий ранг - для робота; и привлекательный - для людей, потенциальных покупателей.

Когда «посетитель» приходит на сайт с IP-адресом в руках, сценарий проверяет, присутствует ли такой IP-адрес в списке. Если да, то определяется, какой ПМ принадлежит данный робот, и выдается страница, оптимизированная специально для соответствующей ПМ.

С другой стороны, если данного IP-адреса нет в списке, то посетитель будет считаться человеком, и ему будет доставлена привлекательная страница. Такой подход не только помогает повысить ранг сайта (при грамотном исполнении), но также существенно повышает отклик покупателей и делает недоступными для конкурентов удачные оптимизационные стратегии.

Доставка IP-адреса дает оптимизатору все, о чем он мог только мечтать: высокий ранг, скрытый исходный код и потенциально более активный покупательский отклик, так как страницы могут проектироваться без учета потребностей ПМ.

А теперь предмет спора: остались еще «SEO-специалисты», которым надо объяснять, что подтасовка нерелевантных результатов не повышает объемы продаж, а только всех раздражает. Они, как пьяные за рулем. Пьяный водитель не делает автомобиль опасным -опасен только пьяный водитель, а машина - всего лишь средство передвижения, которое, как любой инструмент, может быть использовано во благо или - во зло. Но никто (еще) не предлагал запретить автомобили, чтобы устранить пьяных с дорог!

То же самое с техникой IP Delivery. Это эффективный и разумный прием, несмотря на то, что некоторые неэтичные личности им злоупотребляют. Мы убеждены, что оптимизаторы имеют полное право защищать свой исходный код. И что, возможно, даже более важно, -они хотят создавать дружественные покупателю, интерактивные сайты с фреймами, таблицами, сценариями JavaScript и т.д. и не подвергаться за это штрафам со стороны ПМ. Оба желания кажутся вполне справедливыми.

Однако мы также считаем, что всякий, кто прячется за клоакингом, чтобы скрыть использование нерелевантных ключевых слов, кражу материала, охраняемого авторским правом, или незаконное использование торговой марки конкурента, - должны быть наказаны ПМ и, возможно, преследоваться в судебном порядке - так же, как пьяные водители. В таких случаях проблема в недобросовестных оптимизаторах, а не в стратегии самой по себе.

Подробности

Эффективной системе IP Delivery требуется сценарий, содержащий IP-адреса всех ПМ. Это частная информация, требующая постоянного обновления.

Следует предупредить Вас, что есть сценарии, которые через некоторое время перестают работать, поскольку либо содержат неполный список IP-адресов, либо используют более простой, но менее надежный способ идентификации роботов.

В этом случае наиболее проблематично то, что некоторые злоумышленники умеют «прикидываться» роботами, являясь на самом деле Вашими конкурентами, просматривающими оптимизированный код, что не есть хорошо. Поэтому прежде чем пользоваться клоактнгом, следует убедиться, что список IP-адресов полон. Очевидно, это область, в которой лучше воспользоваться помощью профессионалов, так как создание скрытых (cloaked) страниц относительно сложно, не говоря о полном обновленном списке всех поисковых роботов и их IP-адресов.

Еще одно замечание: если Вы скрываете свои страницы, включите следующий тэг в раздел скрытой страницы:
<МЕТА NAME="robots" CONTENT="noarchive">
... или только для робота Google:
<МЕТА NAME="GOOGLEBOT" CONTENT="NOARCHIVE">

Этот тэг указывает роботу, что страницу кэшировать не нужно. В противном случае конкуренты смогут увидеть скрытую страницу, просто заглянув в ее архивную копию. Конечно, таким образом, Вы сможете взглянуть на скрытые страницы своих конкурентов. Удивительно, как часто, используя клоакинг, забывают о no-cache-тэге.