Macromedia Flash-анимация и splash-страницы стали чрезвычайно популярны на сайтах крупных компаний. К сожалению, чем больше бюджет и известнее бренд, тем более сложная используется анимация.
Кажется, многие готовы ради визуальной привлекательности пожертвовать полезным содержанием и юзабилити, которые так необходимы пользователю. Специалист SEO Heather Lloyd-Martin обсуждает это в своей статье «Текст - продвигает Вашу продукцию, Flash - отбрасывает назад. Поисковая Оптимизация в действии»:

«Предположим, Вы зашли в небольшой магазин. Он отделан по последнему слову техники, повсюду переливающаяся подсветка, в каждом углу - по телевизору. Вам понравился какой-то товар, но Вы хотите ещё кое-что о нём узнать. Вы ждёте продавца,... ждёте...и ждете,... но Ваш вопрос так и остаётся без ответа. Будете ли Вы ждать дальше только потому, что магазин классно выглядит? Или решите, что вопрос неактуален, и купите товар? Нет.»

Безусловно, Flash выглядит привлекательно (при условии, что посетители готовы ждать, пока он загрузится, - а многие так нетерпеливы!). Однако большинство ПМ неспособны индексировать Flash-файлы и графику, поэтому всё, что они видят на модной Flash splash-странице, - это Title и МЕТА-тэги (разумеется, если они есть).

Поскольку больше индексировать нечего, поисковый робот покидает страницу и остальная часть сайта - просто проигнорирована. Поэтому не могу не согласиться с Heather, когда она говорит, что web-дизайнерам следует «Выкинуть Flash на помойку». Если же разработчики упорствуют в использовании Flash, им следует приберечь сложную анимацию для внутренних страниц, а на главной поместить лишь одно изображение или яркий заголовок, чтобы не спугнуть поискового робота.

Вводные/Splash - cтраницы

Вводные, или «Splash», страницы - это страницы, которые обычно содержат:

• переадресацию на другую страницу;
• Flash-анимацию;
• введение к основному сайту, обычно с задержкой;
• не содержат текста.

Splash-страница в действии - это страница содержит так называемый «sniffer code» («разнюхивающий код»), который прежде, чем переадресовать посетителя на главную страницу, проверяет, установлен ли у него Flash-проигрыватель.

Даже текст, который Вы можете прочесть на экране, на самом деле является изображением и поэтому невидим для ПМ. Итак, что же важно для ПМ на этой странице? Только содержимое Title-тэга. Вот и вся информация, доступная роботу.

Вводные (Splash) страницы обычно содержат весьма немного информации, которая может быть проиндексирована. Часто на вводных страницах используется Flash-анимация. Как объясняет Shari Thurow в своей книге «Видимость для Поисковых Машин», Splash-страницы имеют весьма сомнительные преимущества как для ПМ, так и для посетителей:

«Вообще говоря, и посетители, и ПМ недолюбливают Splash-страницы за отсутствие полезной информации, хотя их дизайн может быть выдающимся. Использование Splash-страницы в качестве главной равносильно попытке заставить посетителей магазина смотреть 30-секундный рекламный ролик, прежде чем войти в торговый зал.»
Более того, многие ПМ не проиндексируют сайт, если вместо главной страницы наткнутся на Splash, поэтому, используя его, Вы рискуете рангом своего сайта.

Как сделать Flash дружественным ПМ
Понятно, почему Flash так популярен среди дизайнеров. С его помощью можно создавать впечатляющие, визуально привлекательные сайты. Однако плохая новость состоит в том, что Flash совершенно бесполезен и даже вреден, если Вы хотите, чтобы Ваш сайт можно было найти с помощью ПМ: С точки зрения совместимости с ПМ Flash - не самый удачный выбор. И хотя некоторые передовые ПМ могут переходить по ссылкам, заключённым в схеме флэш-навигации, основная проблема остаётся: Flash-страницы содержат слишком мало текста, который ПМ могли бы проиндексировать.

Так как же сделать Flash-сайт дружественным и посетителям, и ПМ? Вот несколько советов:
• Обзаведитесь двумя версиями сайта - Flash-анимированной и статичной (HTML), - и предоставьте посетителям возможность выбрать между ними. ПМ выберут HTML-вариант.
• На splash-странице поместите ссылку, позволяющую опустить Flash-фильм.
• На главной странице поместите описание сайта, богатое ключевыми словами, даже если посетителям придётся воспользоваться прокруткой, чтобы посмотреть его. ПМ проиндексируют этот текст.
• На главную страницу добавьте текстовые ссылки, которые позволят посетителям перейти на карту сайта или к его содержательной части, если они не захотят смотреть предложенную анимацию.

Поддержка Flash поисковыми машинами
По статистике около 500 миллионов людей имеют на своих браузерах встроенные Flash-проигрыватели.
На самом деле, Rambler и Google недавно выпустили поддержку для Flash: теперь обе ПМ способны переходить по ссылкам, заключённым во Flash-файлах.
Но пока Flash ни будет широко поддерживаться ПМ, проблема совместимости останется занозой web-дизайнеров.

Спецэффекты

Спецэффекты могут включать:
• анимированную графику;
• Flash;
• DHTML;
• сценарии JavaScript;
• музыку;
• различные звуки;
• сложный дизайн и навигацию;
• яркие или контрастные, негармонирующие цвета;
• вплывающие элементы (ужасно раздражают!).

Всё это способно снизить ранг сайта и испортить впечатление посетителям. Приведём несколько классических примеров из книги Vincent Flanders «Самые плохие web-страницы»:
• Для загрузки требуется Flash-проигрыватель, на сайте используется раскрывающееся меню, при щелчке по ссылке раздаётся препротивный звук).
• Некорректное использование Splash-страницы, отсутствует содержательный текст и осмысленные ссылки).
• Используется то, что Flanders называет «Навигацией таинственного назначения», а также МЕТА-спам, за который следовало бы наказать).

Что же делать, если Вы всё же хотите разнообразить свой сайт спецэффектами? Позаботьтесь о простоте и доступности навигации. Сведите к минимуму использование затейливых штучек и держите их вне главной страницы.